Назад | Оглавление | Вперед |
В период между XVI и XVIII вв. социальные и религиозные перемены, появление печатного станка и Возрождение трансформируют традиционную литературную культуру Уэльса. В то время, как крупнейшие землевладельцы подвергаются все большему английскому влиянию, мелкие сквайры теряют свое богатство и общественные интересы изменяются, мир бардов (поэтов) становится все меньше и меньше. Как минимум до начала XVII века пишется множество поэм в традиционной строгой метрике (mesurau caeth), несмотря на попытки государства ограничить в этом менее уважаемых поэтов – странствующих менестрелей. Тем не менее, сами поэты подвергают сомнению печатное слово и ценности Возрождения – знак узкого мировоззрения, которое и приведет к смерти их традиции.
Среди валлийских гуманистов эпохи Возрождения бытовало стремление защитить чистоту и богатство валлийского языка и оказать ему уважение, с которым относились к классическим языкам. Они приступают к созданию словарей и книг по грамматике; высказываются в поддержку заявления Гальфрида Монмутского, что у валлийцев происхождение столь же благородное, как у римлян; пишут об истории своей страны и графств. Самое главное, им удается утвердить валлийский как язык богослужения. Это можно объяснить как культурной гордостью, так и религиозным рвением. Также, по мнению историка Роберта Томаса Дженкинса, «народу нужна была какая-то литература», и были те, кто был готов удовлетворить этот запрос, создавая альманахи, баллады, интермедии, песни, кэролы и религиозные гимны. Старая литературная традиция приходит в упадок, и желание сохранить ее свидетельства приводит к коллекционированию и копированию рукописей. К XVIII веку предпринимаются попытки возродить старые метры, в чем особенно отмечается поэт с острова Мон (Ynys Môn, англ. Anglesey), Горонви Оуэн.
Архитектура эпохи Возрождения пришла в Уэльс в 1570-х со зданиями, построенными в графстве Динбих (Sir Ddinbych, англ. Denbighshire) купцом Ричардом Клафом, имевшим тесную связь с богатыми городами в Нидерландах. Несмотря на это, большая часть построенных зданий принадлежала к суб-средневековой традиции. В конце XVII и в XVIII вв. в Уэльсе строятся красивые богатые дома; дома в Аберхонти (Aberhonddu, англ. Brecon) и Тревалдуине (Trefaldwyn, англ. Montgomery) украшаются элегантно оформленными фасадами. Формальные («английские») сады, такие как сад в Абергласне (Aberglasne, англ. Aberglasney), оказываются заброшены, и предпочтение теперь отдается более естественным ландшафтам, создаваемыми путем высадки деревьев и создания озер. В Уэльсе немного было достигнуто в области живописи и скульптуры, хотя некоторые из наиболее культурных землевладельцев становятся известными коллекционерами. Традиционная музыка тоже не особо развивается, но остается интерес к пению под аккомпанемент арфы и зарождается интерес к хоровому пению.
Величайшим ученым Раннего Нового времени в Уэльсе был Эдвард Ллуйд (Edward Lhuyd). Он установил связь между кельтскими языками и предложил продуманные теории относительно значения древностей, ботаники и географии Уэльса. Продвижение валлийской эрудиции было одной из целей сообщества Cymdeithas y Cymmrodorion (Honourable Society of Cymmrodorion), основанного в 1751 году валлийцами, живущими в Лондоне.
В средневековом Уэльсе какое-то, частичное, образование можно было получить тут и там в монастырях и других религиозных центрах. Студентов из Уэльса привлекали университеты, особенно университет в Ридихине (Rhydychen, англ. Oxford). Образование мирян было центральным элементом Возрождения; высоко ценили грамотность протестанты. В 1571 году основывается Колледж Иисуса (Coleg yr Iesu, англ. Jesus College) – первый колледж, открытый в Оксфорде с начала Протестантской Реформации. Его главной целью было образование валлийцев. Сыновья из богатых валлийских семей начинают посещать школы в Англии.
К 1603 году в валлийских городах основано девятнадцать гимназий. Но для основной массы населения практически не было доступного образования, пока в 1650-х Республика не открыла школы в каждом городском центре Уэльса. Эта работа была продолжена сначала под эгидой Уэльского фонда (Welsh Trust - Ymddiriedolaeth Gymreig) в период 1674-1681 гг., а после Обществом Распространения Христианских Знаний (Society for Promoting Christian Knowledge, SPCK) с 1700-го года. Нонконформисты основывали академии для обучения священников, некоторые из них высокого уровня.
Важнейшей вехой стало предприятие Гриффита Джоунса (Griffith Jones) из Ллантоурора, графство Кайрвиртин (Llanddowror, Sir Gaerfyrddin, англ. Llanddowror, Carmarthenshire) между 1734 и 1771 гг. Он основал циркулирующие школы (ysgolion cylchynol) – временные центры, которые концентрировались на обучении детей и взрослых чтению. Его статистику можно интерпретировать так, что получается, что 200.000 человек – почти половина населения Уэльса – в или иной степени обучились читать благодаря его усилиям.
Как видно, «срединный путь» англиканцев в Уэльсе удовлетворял не всех. У Римских католиков также были свои центры, в особенности в графстве Минуи (Sir Fynwy, англ. Monmouthshire) и графстве Флинт (Sir Fflint, англ. Flintshire). Но после антикатолических волнений 1678–9, начался темный период для истории Католический церкви в Уэльсе, который продлится до тех пор, пока в XIX в. ирландцы не начнут иммигрировать в Уэльс и не примутся основывать в стране католические церкви. Совсем другой была история радикального протестантизма. Под влиянием гражданской войны и Республики количество евангелических общин увеличилось с двух до десятков. После реставрации Стюартов их преследовали, но к 1689 году они уже могли рассчитывать на некоторую терпимость.
Переход к нонконформизму был медленным. В 1676 только один из двадцати жителей Уэльса, возможно, посещал службы индепендентов, а в 1716 в стране было всего лишь 20 часовен (capel) – сравним с почти тысячью приходских церквей.
Евангелический энтузиазм протестантов еще больше подогревался Методисткой революцией, начатой Хауэллом Харрисом (Howel Harris) и другими в 1730-х. В отличии от английских методистов того же периода валлийские методисты переняли теологию Кальвина и разработали свои собственные религиозные структуры.
К 1750-му году, в Уэльсе было 428 сейатов (seiad), собраний методистского братства. Лидеры видели в своем движении возрождение официальной церкви и отрицали, что их намерением было создание отдельной деноминации.
В XVIII веке методисты привлекли больше последователей, поощряя нонконформистские конфессии, индипендов и баптистов, расширять круг влияния. Таким образом, к XIX веку Уэльс стал преимущественно нонконформистской страной.
Назад | Оглавление | Вперед |