Назад | Оглавление | Вперед |
В 1750 году большая часть жителей Уэльса зависела от сельского хозяйства как источника существования, но при этом росли и промышленные районы страны. В начале века получили новую жизнь индустрии, основанные во время правления Елизаветы I. Большой прогресс был заметен на металлургических заводах Понт-и-Пула (Pont-y-pŵl, англ. Pontypool) и Берса (Y Bers, англ. Bersham), свинцовых и серебряных рудниках Флинта (Sir y Fflint, англ. Flintshire) и Абертейви (Aberteifi, англ. Cardigan), медных заводах Кастелл-нета (Castell-nedd, англ. Beath) и Абертауэ (Abertawe, англ. Swansea), а также в угольных шахтах западного Морганнуга (Morgannwg, англ. Glamorgan) и Флинта. Несмотря на подъем в области индустрии, сельское хозяйство по-прежнему оставалось основой экономики. Сельское хозяйство тоже развивалось: фермеры начали чередовать посевы, использовать известь, огораживать общие земли (tir comin – альменда) и разрабатывать ранние методы промышленного производства, особенно в шерстяной промышленности.
В полную силу индустриализация началась во второй половине восемнадцатого века. Не следует указывать слишком раннюю дату для начала промышленного развития, так как вплоть до 1811 года большинство жителей Уэльса зависели от земли как источника средств к существованию – 79 из 88 сотен населения.
Процветание тяжелой промышленности является результатом войн: Семилетней войны (1756–63), Американской войны за независимость (1775–83), войн Французской революции и Наполеоновских войн (1793–1802, 1803-15).
Самое большое разнообразие индустрий представлено на северо-востоке. К концу восемнадцатого века в Трефиноне (Treffynon) было 19 металлургических предприятий; 14 гончарных в Букле (Bwcle, англ. Buckley); в Трефиноне и Витгриге (Yr Wyddgrug, англ. Mold) находились хлопковые фабрики, множество свинцово-угольных предприятий, а одно из главных металлургических предприятий Европы располагалось в Берсе, где семья Уилкинсон впервые начала использовать кокс вместо древесного угля для выплавки железа.
Но вскоре важнейшие события переносятся на юго-восток. Развитие металлургических заводов в Мертир-Тидвиле (Merthyr Tudful, англ. Merthyr Tydfil) – в особенности заводов Кивартва (Cyfarthfa) и Доулайс (Dowlais) – привело к появлению первого в Уэльсе промышленного города. К 1830 году Минуи (Sir Fynwy, англ. Monmouthshire) и восточный Морганнуг производили половину всего железа, экспортируемого из Великобритании.
Значительные экономические перемены произошли и в районах Абертауэ, Кастелл-нета и Лланелли (Llanelli). В Амлухе (Amlwch) был открыт крупнейший в мире медный рудник, а в горах Эрири (Eryri, англ. Snowdonia) сланцевые карьеры начали замещать добычу меди. В центральном Уэльсе изменился характер шерстяной промышленности, поскольку фабричное производство пришло на смену традиционным методам.
Специализацией Уэльса были производственные, нежели потребительские товары. Так, в Мертир-Тидвиле производили железо, а не предметы из железа. Металлические ремесла, которые были так важны для процветания Шеффилда и Бирмингема, не прижились в Уэльсе.
Металлургическая промышленность Уэльса отличалась значительной изобретательностью: в 1784 году Корт изобрел систему выплавки расплавленного железа, которая позволяла производить больше железа за меньшее время. Эта система настолько широко использовалась в Уэльсе, что стала называться «валлийским методом». Что касается производства меди, «валлийский процесс» стал известен как один из лучших способов художественной обработки металла. Фабричный метод производства хлопка считается главным элементом индустриальной революции, но, пожалуй, более значимым было получение нового типа энергии – с помощью парового двигателя. Уэльс сыграл определяющую роль в истории этого изобретения. В Берсе производили большую часть цилиндров, которые использовались в машинах Ватта; новое устройство вскоре начали использовать на металлургических предприятиях в Мертир-Тидвиле; именно в Уэльсе был проведен первый эксперимент с локомотивными двигателями, и Уэльс внес неизмеримый вклад в поставку топлива для парового транспорта во всем мире.
Поскольку тяжелая промышленность стала опираться на уголь, развитие паровой энергетики повлияло на расположение промышленности. Примерно к концу восемнадцатого века почти во всех частях Уэльса существовала та или иная форма промышленной деятельности. Но к середине девятнадцатого века стало более очевидным, что выгоднее основывать предприятия в районах угольных месторождений, где топливо для работы машин, удобным образом, было прямо под рукой. Итак, по мере того как промышленная революция прогрессировала в одних частях Уэльса, в других она пошла на спад.
Многие из первых промышленных районов Уэльса были труднодоступны. Самым удобным с этой точны зрения районом был северо-восток – регион, близкий к суете и шуму Кайрхирврина (Caerhirfryn, англ. Lancaster) и портов на устье реки Диврдуи (afon Dyfrdwy, англ. River Dee). Из-за этого эта часть Уэльса стала первой, включенной в общую систему платных дорог.
Не так просто было решить проблему с горной местностью в южном угледобывающем секторе. Поначалу чугун из Мертир-Тидвила перевозили в порт Кардиффа на лошадях. В 1767 была построена дорога, соединившая два города, но действительно существенным изобретением стали водные каналы. К 1800 каналы соединяли главные угледобывающие долины южного Уэльса с портами. Инициатива маркиза Бьюта по созданию огромного каменного причала в Кардиффе в 1839 году сыграла ключевую роль в развитии города.
В 1841 году была открыта железная дорога Тафф-Вейл (Cwm Taf, англ. Taff Vale), соединившая Мертир-Тидвил и Кардифф, что позволило экспортировать из порта Кардиффа не только железо, но и уголь. Развитие железных дорог дало огромный импульс экономике сельских и промышленных регионов Уэльса.
Южные угольные шахты были единственными горными шахтами в Великобритании. В других частях Уэльса, например, на холмах Флинта и в горах Эрири, промышленность развивалась в высокогорьях, где до этого не было много жителей. Таким образом, ранние индустриальные сообщества в Уэльсе были лишены гражданских традиций, а горы вокруг них определяли их характер и форму. Это были приграничные общины, и их процветание зависело от иммиграции.
По крайней мере, до конца девятнадцатого века большинство иммигрантов прибывали из сельских районов Уэльса, образуя городское население, состоящее в основном из валлийцев, говорящих на валлийском языке (Cymru Cymraeg). Большой процент приезжих составляли молодые люди без семейных обязанностей – немаловажный фактор, учитывая, что в этих сообществах легко возгорались протесты. В южных угледобывающих районах часто происходили беспорядки: протесты Тейру Скотч (Teirw Scotch) в 1820-х, восстание в Мертире в 1831 и восстание чартистов в 1839 году. В этих сообществах жизнь была достаточно хрупкой из-за опасностей под землей и в печах, а также смертельных инфекции, которые представляли особую опасность для детей.
Но в сельской местности жизнь была настолько тяжелая, что промышленные районы все равно привлекали тысячи переселенцев. Между 1801 и 1841 гг. население Минуи росло быстрее, чем население любого другого графства в Великобритании, а Морганнуг по росту населения занимал третье место.
Назад | Оглавление | Вперед |