Назад | Оглавление | Вперед |
Единственная в Британии религиозная перепись была проведена в 1851 году. Из 898.442 мест в молитвенных домах в Уэльсе распределение конфессий было следующим: государственная церковь (англикане) - 32%; кальвинистские методисты (пресвитериане) - 21%; индепенденты - 20%; баптисты - 13%; уэслианцы, 12%; другие – 2%.
Но не так-то просто было зафиксировать, сколько людей посещало места богослужений. Часто говорят, что по данным на 30 марта 1851, четверо из пяти жителей Уэльса, которые посещали одно из мест поклонения, ходили в часовни нонконформистов. Тем не менее, стоит учесть, что нонконформисты были склоны посещать более одной службы за день, тогда как англикане в основном приходили только на одну. Этот факт, вероятно, позволяет преувеличить оценку популярности нонконформизма. Если хотя бы пятая часть населения посещала англиканскую церковь, и приблизительно другие 2/5 населения не посещали никаких служб, сложно согласиться с распространенным мнением, что большую часть населения Уэльса составляли ревностные нонконформисты.
Рост нонконформистских конфессий возник благодаря евангелическим движениям восемнадцатого века. Кальвинистским методистам становилось все сложнее продолжать свою деятельность как движение внутри англиканской церкви. В 1811 году они основали отдельную конфессию и приняли пресвитерианскую систему церковного управления. Система, лежавшая в основе деятельности их церквей, в отличии от системы индепендентов и баптистов, выделяла суверенитет поместной церкви.
Уэслианские методисты, деноминация, имевшая значительную поддержку на северо-востоке и в районах, привлекавших большое количество английских иммигрантов, также отвергли централизованный порядок. Среди других конфессий были унитарии и квакеры – две конфессии, которые внесли много радикальных идей – и мормоны, сравнительно недавно приехавшие из Америки.
В 1851 году баптисты были самой сильной деноминацией в Минуи (Монмутшире), индепенденты в Морганнуге (Гламоргане), Кармартеншире и Брихейниоге (Бреконшире), англикане в Пембрукшире, Рэдноре, Монтгомери и Флинтшире, а также кальвинистские методисты в остальных пяти графствах.
Как минимум частично нонконформисты обязаны своими успехами недостаткам англиканской церкви. Система организации государственной приходской системы была громоздкой, епископы – англичанами, и поговаривали, что англиканскому духовенству не хватало рвения.
В девятнадцатом веке были предприняты серьезные попытки исправить эти недостатки. Томас Берджесс, епископ Сент-Дейвидса в 1803-1825 гг., основал колледж в Лампитере (Llanbedr Pont Steffan) для обучения валлийского духовенства; он выучил валлийский язык и связал Церковь с валлийской культурной деятельностью.
В 1830-е годы была реорганизована система управления имуществом и доходами Церкви. Сторонники государственной церкви работали над созданием сети начальных школ, в которых преподавали англиканское учение; к 1870 году в Уэльсе насчитывалось около тысячи таких школ по сравнению с тремястами внеконфессиональными.
Сотни старых приходских церквей были отремонтированы, и были приложены огромные усилия для обеспечения доступности англиканских церквей в развивающихся промышленных районах. Оксфордское движение, которое подчеркивало католические аспекты англиканства и «красоту святости» Высокой церкви, охватило многие обездоленные общины. В то же время движение сделало многое для усиления антикатолических настроений среди нонконформистов и низших церковников, которые и так уже настороженно относились к католичеству из-за масштабной иммиграции из Ирландии, пополнившей ряды Римско-католической церкви.
Возрождение англиканской церкви привело к тому, что государственная церковь в начале двадцатого века оказалась в более сильной позиции по отношению к нонконформистам, чем это было в 1851 году. Тем не менее, доминирование нонконформистов было очевидным. Хотя они не представляли большинство населения Уэльса, их ценности имели первостепенное значение, и нонконформистская культура стала синонимом валлийской культуры. В первой половине девятнадцатого века в Уэльсе каждые восемь дней открывалась новая часовня, и это было до строительства больших часовен в промышленных районах.
Большинство валлийских газет и периодических изданий были связаны с той или иной конфессией, а выдающиеся служители становились героями среди народа. Влиятельное движение за воздержание возникло в результате противодействия нонконформистов крепким напиткам; это привело в 1881 году к принятию в Уэльсе Закона о закрытии пабов по воскресеньям (Deddf Cau Tafarnau ar y Sul (Cymru) 1881). Особенностью нонконформизма того периода были реформы. В 1859 году произошла значимая реформа, и еще более важная в 1904-1905 гг.
Поскольку количество посещавших часовни превышало количество приверженцев церквей (прим. пер.: в Уэльсе принадлежность к религиозному течению формировала идентичность, основанную на том, какое место поклонения посещал человек: часовни посещали нонконформисты, индепенденты и представители иных направлений протестантизма, а церкви – последователи государственной (англиканской) религии. Так, оригинальный текст использует термины capelwyr и eglwyswyr, «chapel-goers» и «church-goers», которые в определенных контекстах могли ссылаться на группу людей и использоваться с отрицательной (или положительной) коннотацией), вся идея Института церкви подверглась критике. То же самое произошло и в Англии, но поскольку в Уэльсе нонконформизм был намного сильнее, отделение стало национальной идеей Уэльса.
Консерваторы, традиционные защитники англиканской церкви, отказались признать, что Уэльс может добиться успеха в одиночку в столь деликатном вопросе, в результате чего обрели образ «антиваллийской партии». Это более чем на сто лет поставило их в невыгодное положение в Уэльсе. Либеральная партия, унаследовавшая сомнения вигов касательно отношений государства и церкви, стала естественным выбором для валлийского избирателя-нонконформиста.
С середины девятнадцатого века англикане постепенно теряли влияние. В 1870 году был отменен церковный налог, а в 1880-х – реорганизован порядок уплаты десятины. Постепенно государственная церковь утратила свое влиятельное положение в мире образования, и контроль англиканских сквайров над местным самоуправлением закончился с учреждением выборных советов графств в 1889 году.
В 1920 году, в результате множества проблем и беспорядков, англиканская церковь в Уэльсе была упразднена. В рамках англиканского содружества была создана самостоятельная валлийская англиканская церковь со своим собственным архиепископом; старые церковные владения были секуляризованы. Хотя Церковь Уэльса и сохранила за собой соборы и приходские церкви, ее положение в рамках закона отныне было таким же, как и положение других конфессий.
В середины девятнадцатого века новые учения бросают вызов традиционным христианским верованиям. Толкования Библии ослабляют веру в ее абсолютную истинность. Открытия в области геологии и представления об эволюции ставят традиционный взгляд на историю мира под сомнение. А поскольку часовни были центром общественной жизни, люди могли видеть в них в большей мере возможность для отдыха и развлечения, нежели для духовной жизни. Кампания за отделение от государственной церкви подчеркнула важность размера конгрегации, и количество прихожан стало важнее, чем верность каждого из них. Число членов общин было наивысшим в 1907, когда в Уэльсе насчитывалось 750.000 причастников и множество «слушателей», приходивших на службы нерегулярно.
После этого их число неуклонно уменьшалось. Упадку поспособствовал ряд факторов: цинизм, спровоцированный участием духовенства в вербовках во время Первой мировой войны, распад традиционных сообществ, рост новых сфер досуга, а также рост потворства и потребления. К началу двадцать первого века только один из десяти жителей Уэльса регулярно посещал места богослужений, что сильно отличалось от ситуации в начале предыдущего века, когда жителей Уэльса хватили за их богобоязненность.
Назад | Оглавление | Вперед |