Назад | Оглавление | Вперед |
За полвека до Реформации приверженность населения традиционной вере была весьма искренней. Существовал значительный культ Девы Марии. Возведены интересные городские церкви в Кайрдите, Динбихе-и-писгод (Dynbych-y-pysgod, англ. Tenby), Урексаме (Wrecsam, англ. Wrexham) и других местах. В долине Клуйда (Dyffryn Clwyd) построены церкви с двумя приделами. Сильно почитаются скульптурные изображения, такие как Богоматерь Пенрисская (Penrhys, Rhondda). Однако, как бы ни были религиозные обычаи распространены среди валлийцев, за ними не стоит большой смысловой нагрузки. Большая часть валлийцев готова защищать старое, и только некоторые хотят нового, посему общий ответ на религиозные изменения — со скрипом принять то, что предлагает правительство.
В конце 20-х годов XVI в. Генрих VIII жаждет развестись со своей женой Екатериной Арагонской, чтобы жениться на Анне Болейн. Никто, кроме Папы Римского, не может это санкционировать, а тот не жаждет провоцировать племянника Екатерины, императора Карла V. В 1529 г. король созывает парламент, где любой волен выражать свои антипапские настроения. Процесс пошел. К 1535 г. Генрих, с помощью своего главного министра Томаса Кромвеля, принимает ряд мер, которые уничтожают власть Папы во владениях английской короны и делают короля главой Англиканской церкви.
Реформация началась в Германии в 1517 г., но целью Генриха был не разрыв с Римом ради протестантства. Он намеревался прибрать к своим рукам влияние Папы.
Протестантов преследуют. В 1542 г. в Кайрдите был сожжен Томас Кэппер (Thomas Capper). Тем не менее Генрих проводит довольно протестантскую политику, особенно по отношению к монашеству. С 1536 по 1540 г. идет наступление на монастыри. В Уэльсе было 47 различных монастырей, мужских и женских. Уже долгое время монашеская жизнь была мрачной. К 1536 г. в 13 валлийских цистерцианских аббатствах (некоторые с довольно сомнительной репутацией) было только 85 монахов. Монастыри закрываются не из-за их слабости, а потому что король хочет получить их богатства.
В результате упразднения монастырей в Уэльсе сотни тысяч акров земли сменило владельцев. В выигрыше оказались дворяне. Например, земли аббатства Маргам (Margam) переданы семье Мансел (Mansel), а семья Сомерсет (Somerset) из Раглана (Rhaglan, англ. Raglan) получила земли аббатства Тиндирн (Tyndyrn, англ. Tintern). Хотя некоторые бенедиктинские аббатства стали приходскими церквями, многие монастыри превратились в развалины — это жестокий удар для валлийского архитектурного наследия.
До смерти Генриха VIII в 1547 г. происходят и другие религиозные перемены, в частности, уничтожение скульптур, подобных Богоматери Пенрисской, прекращение паломничества. В 1539 г. король позволяет издать Библию на английском языке, и в 1544 г. Томас Крэнмер (Thomas Cranmer) издает молитвенник. Двумя годами позже издается первая валлийская книга, труд Джона Приса (John Prys) из Аберхонти. Она содержит "Верую", "Отче наш" и десять заповедей. Это начало книгопечатания на валлийском языке. (Для справки: первая книга на русском языке напечатана в 1564 г. — Д.Х.)
С 1546 по 1660 г. издано 108 валлийских книг — мало по сравнению с числом книг, изданных на английском или французском, но значительно по сравнению с другими кельтскими языками. За этот же период издали только четыре шотландских и одиннадцать ирландских книг.
Король-мальчик, фанатичный протестант, правит с 1547 по 1553 г. Его советники заменяют католическую мессу англиканской, совершенно запрещая католичество. Священникам разрешено вступать в брак. В 1549 г. издается англиканский требник, в 1553 г. он становится еще более протестантским. В 1551 г. ученый из графства Динбих издает перевод отрывков требника на валлийский язык.
С 1553 по 1558 г. правит дочь Екатерины Арагонской. Ярая папистка, она возвращает власть Папе и пытается отменить (^Z) нововведения двух своих предшественников. Сожжено триста еретиков, в том числе Уайт (White) в Кайрдите, Никол (Nichol) в Хулфорте и Феррар (Ferrar), епископ Ти Теуи, в Кайрвиртине. Консервативные валлийцы, вероятно, поддерживают Марию. Если бы она прожила дольше, Уэльс мог бы стать оплотом Римской католической церкви.
С 1558 по 1603 г. правит дочь Анны Болейн, Елизавета. Ее цель — католичество без Папы, как у папы, но она вынуждена сотрудничать с людьми сильных протестантских убеждений. Требник 1553 г. адаптирован и принят в 1559 г., в "Тридцати девяти статьях" очерчено новое протестанство. Валлийцы принимают изменения, частично из-за распространения идеи, что исконное валлийское христианство было протестантским, а извратили чистоту этой веры римские нравы.
Это предание подтверждается во введении к валлийскому переводу Нового Завета. Перевод выполнен в основном Уильямом Сэйлсбери (William Salesbury), а введение написал Ричард Дэвис (Richard Davies), епископ Ти Теуи. Перевод появляется в ответ на постановление парламента от 1563 г., гласившее, что Библия по-валлийски должна быть в каждом валлийском приходе. Это ироничное постановление, поскольку оно подразумевает, что парламент санкционировал употребление валлийского языка в делах духовных, десятилетиями запрещая употребление его же в делах мирских. Но в Век Елизаветы власти придерживались мнения, что религиозное единообразие важнее единообразия языкового.
Целиком Библия на валлийском издана в 1588 г. стараниями приходского священника из графства Динбих, Уильяма Моргана (William Morgan). Мастерский перевод Моргана означал, что за столетие Реформации появилась единственная в протестантской Европе Библия на негосударственном языке — ключевой момент для будущего языка.
Некоторые в Уэльсе продолжают хранить верность католицизму. Когда коронуют Елизавету, около пятнадцати валлийских священников бегут на континент, чтобы вернуть страну под власть Рима. Некоторые валлийцы поддерживают заговоры с целью свержения Елизаветы и коронации вместо нее ее католической двоюродной сестры Марии, королевы Шотландии. Однако, несмотря на заговоры и жертвы, большинство населения Уэльса, в отличие от ирландцев, все-таки принимает государственную церковь. В Ирландии правительство не может помешать католическим орденам проповедовать. Новый протестантизм не завоевывает сильных позиций: в 1593 г. повешен пуританин Джон Пенри (John Penri) из графства Брихейниог, первый мученик валлийского нонконформизма.
Назад | Оглавление | Вперед |