Назад | Оглавление | Вперед |
В 1000 г. ни одну часть Уэльса нельзя назвать городской местностью. В течение следующих трёхсот лет основываются многие десятки городов — Бала (Bala), основанная в 1309 г., — последнее творение средневековых градостроителей. Несмотря на экономическое значение городов, доля городского населения не превышает 10% [для справки: в 1897 г. в Российской Империи доля городского населения не превышала 16% — Д.Х.]. Самый большой город страны — Кайрдит (Caerdydd, англ. Cardiff), с населением, быть может, 2200 человек в 1300 г. В обществе, где большинство живёт в деревне, важнейшую роль играет система землевладения. Коренные валлийцы делятся на два класса: рабов и свободных. Свободные (bonheddwyr — ср. bôn ‘корень, родословная’) получают и передают землю по наследству. Они владеют землёй, часто совместно, образуя семейную группу, или "гвели" (gwely ‘кровать’). Рабы, или холопы (taeogion), получают землю от своих хозяев и расплачиваются с ними продуктовым оброком и барщиной. В раннем Средневековье, согласно древним книгам закона, крепостных было большинство, однако к 1300 г. на большей части Уэльса они в меньшинстве.
Закон Уэльса, по крайней мере до Завоевания — это вырабатывавшийся столетиями закон Хиуэла Доброго. Идея рода и племени занимает центральное положение в этом законе. Родственники тех, кто причинил смерть, повреждения или обиду, должны заплатить виру пострадавшим. Для свободных размер виры, или "галанас" (galanas), зависит от знатности рода, в то время как вира за холопа уплачивается его хозяину. По сравнению с другими европейскими системами права, Закон Уэльса даёт довольно высокий статус женщинам, в особенности в том, что касается имущества замужней женщины и её прав на детей.
Приход норманнов означает новые общественные отношения. В областях вроде Бро Морганнуг, земля распределена таким образом, чтобы каждый надел мог содержать одного конного рыцаря, с помощью системы феодальных поместий (англ. manor), которую поддерживают крепостные-вилланы — большей частью иммигранты. За столетия, прошедшие после 1000 г., валлийское общество меняется, в особенности в том, что оскорбление считается причинённым тому, кто правит, а не семье, а платежи осуществляются деньгами, а не товарами и услугами. Увеличивающееся использование денег показывает рост торговли — процесс, который трансформирует традиционные отношения.
По всем расчетам, с 1050 по 1300 г. за счет улучшения климата и развития экономики население Уэльса удваивается. Из-за этого увеличения производится больше товаров, вырубаются леса, развиваются деревни, возводятся мельницы, складывается более сложная общественная структура.
Однако около 1300 г. климат начинает ухудшаться. Сырые лета, болезни скота, чрезмерная эксплуатация почвы — всё это приводит к социальным проблемам. К 1320 г. численность населения уменьшается. Она не достигала уровня 1300 г. на протяжении 250 лет.
В 1349 г. — страшное бедствие. Чёрная Смерть убивает около трети населения. Она снова наносит удар в 1361 г. и затем еще раз в 1369 г. Подобная потеря населения имеет далеко идущие последствия. Такое невезение приводит к психическим расстройствам и отдаленным мечтаниям. Из-за гибели стольких крепостных появляется спрос на свободных работников, что размывает грань между холопами и свободными. Смерти среди свободных замедляют и препятствуют разделению имущества. Многие стремятся получить контроль над всей землёй по английским законам, позволяющим им оставлять всё старшему сыну — процесс, который приводит к созданию огромных поместий. На место старого способа общественного расслоения — по происхождению — пришёл новый — по богатству.
Столетие спустя после Чёрной Смерти появляются признаки экономического возрождения. Становится очевидной схема торговли, основывающаяся на скоте и овцах, — схема, стоявшая в центре экономики до индустриальной революции. Гуртовщики гонят скот через Уэльс на большие ярмарки в английских городах. Продажи скота приносят деньги в сельские районы. Открывается больше шерстепрядильных мастерских. Фланель продаётся на пограничных английских рынках, особенно в Амуйсиге. Вместе с оживлением экономики приходят более хорошие дома — вроде полудеревянных домов, возводимых на границе. В начале XVI века население Уэльса составляло около 260 тысяч по сравнению с 300 тысячами в 1300 г.
Самые первые литературные произведения — это труды "ранних поэтов" (y cynfeirdd) из бриттскоязычных районов южной Шотландии. "Поэты принцев" (y gogynfeirdd) принадлежат к периоду с 1100 по 1300 г., им покровительствовали валлийские князья. Элегия Грифита, сына Красного Судьи, (Gruffudd ap Yr Ynad Goch) на смерть Ллиуэлина, сына Грифита, — возможно, самое лучшее их творение. Когда князья исчезают, их место спонсоров занимают дворяне. Их поэты пишут значительные произведения, особенно Давит, сын Гвилима (Dafydd ap Gwilym, около 1320-70 гг.). Поэты пишут в строгих стихотворных размерах со сложной системой аллитерации — cynghanedd. Среди прозаических текстов — "Мабиноги" (Y Mabinogi), цикл историй, который является, по мнению многих, основным вкладом валлийцев в европейскую литературу. Также имеются религиозные, исторические и мифологические произведения. Что же касается музыки, основным талантом валлийцев является дар петь в гармонии, подмеченный Геральдом Валлийским в 1190-х гг. Появляются резные скульптуры из дерева исключительно высокого уровня, в особенности распятия XV века. Выдающиеся надгробия находятся, например, в церкви Марии в И Венни, а монастыри и замки служат подтверждением таланта валлийских каменщиков. Гресфорт (Gresffordd, англ. Gresford), самая красивая приходская церковь Уэльса — прекрасное здание, достойное восхищения.
Назад | Оглавление | Вперед |