Назад Оглавление Вперед

Общество и культура Уэльса в средневековье

Сельское общество

В 1000 г. ни одну часть Уэльса нельзя назвать городской местностью. В течение следующих трёхсот лет основываются многие десятки городов — Бала (Bala), основанная в 1309 г., — последнее творение средневековых градостроителей. Несмотря на экономическое значение городов, доля городского населения не превышает 10% [для справки: в 1897 г. в Российской Империи доля городского населения не превышала 16% — Д.Х.]. Самый большой город страны — Кайрдит (Caerdydd, англ. Cardiff), с населением, быть может, 2200 человек в 1300 г. В обществе, где большинство живёт в деревне, важнейшую роль играет система землевладения. Коренные валлийцы делятся на два класса: рабов и свободных. Свободные (bonheddwyr — ср. bôn ‘корень, родословная’) получают и передают землю по наследству. Они владеют землёй, часто совместно, образуя семейную группу, или "гвели" (gwely ‘кровать’). Рабы, или холопы (taeogion), получают землю от своих хозяев и расплачиваются с ними продуктовым оброком и барщиной. В раннем Средневековье, согласно древним книгам закона, крепостных было большинство, однако к 1300 г. на большей части Уэльса они в меньшинстве.

Юридический статус

Закон Уэльса, по крайней мере до Завоевания — это вырабатывавшийся столетиями закон Хиуэла Доброго. Идея рода и племени занимает центральное положение в этом законе. Родственники тех, кто причинил смерть, повреждения или обиду, должны заплатить виру пострадавшим. Для свободных размер виры, или "галанас" (galanas), зависит от знатности рода, в то время как вира за холопа уплачивается его хозяину. По сравнению с другими европейскими системами права, Закон Уэльса даёт довольно высокий статус женщинам, в особенности в том, что касается имущества замужней женщины и её прав на детей.

Социальные изменения

Приход норманнов означает новые общественные отношения. В областях вроде Бро Морганнуг, земля распределена таким образом, чтобы каждый надел мог содержать одного конного рыцаря, с помощью системы феодальных поместий (англ. manor), которую поддерживают крепостные-вилланы — большей частью иммигранты. За столетия, прошедшие после 1000 г., валлийское общество меняется, в особенности в том, что оскорбление считается причинённым тому, кто правит, а не семье, а платежи осуществляются деньгами, а не товарами и услугами. Увеличивающееся использование денег показывает рост торговли — процесс, который трансформирует традиционные отношения.

Растущее общество

По всем расчетам, с 1050 по 1300 г. за счет улучшения климата и развития экономики население Уэльса удваивается. Из-за этого увеличения производится больше товаров, вырубаются леса, развиваются деревни, возводятся мельницы, складывается более сложная общественная структура.

Обратный ход

Однако около 1300 г. климат начинает ухудшаться. Сырые лета, болезни скота, чрезмерная эксплуатация почвы — всё это приводит к социальным проблемам. К 1320 г. численность населения уменьшается. Она не достигала уровня 1300 г. на протяжении 250 лет.

В 1349 г. — страшное бедствие. Чёрная Смерть убивает около трети населения. Она снова наносит удар в 1361 г. и затем еще раз в 1369 г. Подобная потеря населения имеет далеко идущие последствия. Такое невезение приводит к психическим расстройствам и отдаленным мечтаниям. Из-за гибели стольких крепостных появляется спрос на свободных работников, что размывает грань между холопами и свободными. Смерти среди свободных замедляют и препятствуют разделению имущества. Многие стремятся получить контроль над всей землёй по английским законам, позволяющим им оставлять всё старшему сыну — процесс, который приводит к созданию огромных поместий. На место старого способа общественного расслоения — по происхождению — пришёл новый — по богатству.

Восстановление

Столетие спустя после Чёрной Смерти появляются признаки экономического возрождения. Становится очевидной схема торговли, основывающаяся на скоте и овцах, — схема, стоявшая в центре экономики до индустриальной революции. Гуртовщики гонят скот через Уэльс на большие ярмарки в английских городах. Продажи скота приносят деньги в сельские районы. Открывается больше шерстепрядильных мастерских. Фланель продаётся на пограничных английских рынках, особенно в Амуйсиге. Вместе с оживлением экономики приходят более хорошие дома — вроде полудеревянных домов, возводимых на границе. В начале XVI века население Уэльса составляло около 260 тысяч по сравнению с 300 тысячами в 1300 г.

Культура

Самые первые литературные произведения — это труды "ранних поэтов" (y cynfeirdd) из бриттскоязычных районов южной Шотландии. "Поэты принцев" (y gogynfeirdd) принадлежат к периоду с 1100 по 1300 г., им покровительствовали валлийские князья. Элегия Грифита, сына Красного Судьи, (Gruffudd ap Yr Ynad Goch) на смерть Ллиуэлина, сына Грифита, — возможно, самое лучшее их творение. Когда князья исчезают, их место спонсоров занимают дворяне. Их поэты пишут значительные произведения, особенно Давит, сын Гвилима (Dafydd ap Gwilym, около 1320-70 гг.). Поэты пишут в строгих стихотворных размерах со сложной системой аллитерации — cynghanedd. Среди прозаических текстов — "Мабиноги" (Y Mabinogi), цикл историй, который является, по мнению многих, основным вкладом валлийцев в европейскую литературу. Также имеются религиозные, исторические и мифологические произведения. Что же касается музыки, основным талантом валлийцев является дар петь в гармонии, подмеченный Геральдом Валлийским в 1190-х гг. Появляются резные скульптуры из дерева исключительно высокого уровня, в особенности распятия XV века. Выдающиеся надгробия находятся, например, в церкви Марии в И Венни, а монастыри и замки служат подтверждением таланта валлийских каменщиков. Гресфорт (Gresffordd, англ. Gresford), самая красивая приходская церковь Уэльса — прекрасное здание, достойное восхищения.

Назад Оглавление Вперед